Последнее время на почве законодательных инициатив себя проявил недавно созданный Минстрой России. Недавно Министерство строительства приняло решение исключить из Постановления Правительства №87 раздела мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Об инициативе стало известно в конце прошлого года и она вызвала массовое волнение.
Конечно, решение о внесении изменений было объективным, поскольку за истекшее время до своего принятия уже были приняты и Технический регламент №123 о требованиях пожарной безопасности, и Технический регламент №384 о безопасности зданий и сооружений. Также был внесен ряд изменений в градостроительный кодекс.
Глубокого анализа инициативы не проводили, но она вызвала бурю негодования в проектном сообществе и послужила толчком для массы обращений. Экспертный анализ показал, что проект Постановления противоречит не только градостроительному кодексу, но и требованиям технических регламентов №123 и №384. И вступление его в силу без переходного периода привело бы к настоящему коллапсу в сфере проектирования.
Напомним, изменения Постановления №87 предполагали размыть противопожарные требования по разделам проектной документации, то есть развести отдельные противопожарные нормы. Благодаря усилиям заинтересованных специалистов удалось отбить это нововведение, и сегодня Минстрой занят другим проектом постановления, где в Постановление №87 интегрируется вопрос типового нормирования.
Несколько слов о проекте федерального закона, подготовленного Минстроем: о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Это Закон №69 о пожарной безопасности, Технические регламенты №23, №384 и №184. Целью этого законопроекта была организация межотраслевой координации между Минстроем России и другими федеральными органами исполнительной власти, которая сегодня отсутствует. Также предполагалось обеспечение взаимной согласованности стандартных нормативных документов в области проектирования и строительства, повышение инвестиций, исключение коллизий при проектировании и строительстве.
Проект предполагал ряд изменений, на которые МЧС пока пойти не готово. Экспертные заключения на эту инициативу были противоречивыми. Сегодня проект проходит правки и, возможно, будет приведен к виду, который устроит всех.
В последние годы нормативная база предполагает двойное регулирование в вопросах обеспечения пожарной безопасности при строительстве и проектировании. Новые изменения никак не помогают преодолеть коллизию. Она состоит в различии подходов к обеспечению пожарной безопасности двух базовых законов: ФЗ 123 и Технического регламента №384. Недавно правительство утвердило Постановление №1521 – перечень нормативных подзаконных актов, сводов правил и национальных стандартов обязательного применения – но постановление не погасило противоречия, а еще больше запутало ситуацию.
Дело в различных подходах, при которых здания и сооружения считаются обеспеченными противопожарными требованиями. Для ФЗ 123 требования соблюдены, если выполнены требования закона, и пожарный риск не превышает допустимых законом значений. То есть здесь допускается отступление от сводов правил добровольного применения в случае, если риск не превышает допустимых значений. Закон №384 предполагает, что безопасность объекта обеспечена, если соблюдены требования закона и выполнены требования свода правил и национальных стандартов или соблюдены требования специальных технических условий. Получается коллизия – одни и те же требования могут носить как обязательный, так и добровольный характер.
МЧС России планирует внести изменения в свой административный регламент по согласованию спецтехусловий. Из процесса согласования будет исключен Нормативный технический совет при аппарате министерства, а все полномочия по согласованию будут переданы на места, в то время как Минстрой все замкнул на центральный аппарат. Здесь будут определенные сложности в согласовании у разработчиков и проектировщиков. Эксперты же эту инициативу МЧС оценивают неоднозначно. Хотелось бы, чтобы был экспертный совет, который принимает решение по уникальным объектам, потому что на местах рассматривают только те решения, которые ранее были согласованы в Москве.
С принятием Постановления №521 ставится под сомнение реализуемость широкодекларируемой концепции гибкого нормирования. Также эта тенденция лишь повысит востребованность специальных технических условий.
Последние новости, интервью
Мастера Vs Дизайнеры. Сотрудничество или вражда?!
![]() Как строителям и ремонтникам получать заказы с Авито
![]() Судьба прораба - айтишника
![]() Судьба маляра-механизатора на объектах Москвы и Петербурга
![]() |
Новости этого мероприятия
Недостатки существующей системы нормирования в строительстве
![]() Направления развития нормирования пожаробезопасности
![]() Огнестойкая плоская кровля по профилированному листу
![]() Пожар на фасаде строящейся 10-этажке в Иркутске
![]() |
Медиа группа ODF Events |
МЕРОПРИЯТИЯ
|
|
ИНТЕРНЕТ ПОРТАЛЫ
|